Женский образ в сатирической графике журналов Москвы и Петербурга 1860-х годов

Автор: Алексеева Снежана

аспирант кафедры русского искусства Института имени И.Е.Репина.

Санкт-Петербург, 2009

Первая премия

Четвертого конкурса «Женщине посвящается…»

Публикуется с согласия автора с сокращениями и указанием первоисточников

Образ женщины в искусстве любого времени, страны и народа всегда был одним из значимых, являясь объектом поклонения, выражением отношения к миру, отражением характерных черт эпохи. Женский образ в русской сатирической графике 2 половины 19 столетия представляет в этом плане значительный интерес. Журнальная публицистика, получившая широкое развитие в середине 19 столетия, представляла собой характерный культурный феномен и отражала типичные черты общественного сознания эпохи. Сатира журналов была направлена против любых аномалий общества. Наряду с серьезными общественно-политическими вопросами она обращалась к жизни как высших сословий, так и бедного люда. Русские карикатуристы, подобно виднейшим французским рисовальщикам 30-40-х годов 19 столетия, откликались на все как значительные, так и относительно мелкие, но интересные факты и явления. Так они представляли читателю сатирическую летопись русской жизни. Образ женщины стал одной из важных ее составляющих.

Разнообразная картина общественной жизни страны была представлена на страницах периодических изданий Москвы и Петербурга, главных центров «производства» журнальной «продукции». Женский образ, как и любое явление, отражаемое на страницах журнальной периодики двух столиц, предстает перед читателем, зрителем в  шаржированном виде. Карикатура как особый жанр искусства  становится здесь основной формой изобразительной сатиры. Авторы сатирических рисунков стремятся придать жизненному факту значительное обобщение, запечатлеть основную концепцию идеи. Это в свою очередь приводит к выработке определенной трактовки сюжетов. Здесь уже нет того спокойного и тщательно выписанного карандашом рисунка, который можно было увидеть еще в 1850-е годы, например, в журнале «Знакомые». Художники не пытаются наделять свои карикатуры изысканной, тонкой иронией, как это делал, например, В.Ф. Тимм. Они обращаются к новой форме решения сатирического рисунка, предназначенного для воспроизведения в гравюре на дереве. Литографический карандаш художник заменяет тонкой кистью, пером. Рисунок, таким образом, приобретает заостренность, что способствует доведению формы до высшей ясности и остроты, где ни одна линия в своем ритмическом направлении, соприкасаясь с другими, не расшатывает тектонику рисунка. Основоположником такого метода стал один из редакторов петербургского еженедельника «Искра», Н.А. Степанов. Выполняя карикатуры для журнала, связанные сроками выпуска очередного номера, Степанов рационализировал процесс художественного творчества, достигнув подлинной экспрессии в рисунке.

Характерным примером такого подхода является лист в № 22 журнала «Искра» за 1859 г. с карикатурами, посвященными одному из событий Петербурга, Выставке растений. Художник в сатирической форме иллюстрирует «выписку из фельетонной статьи, в которой говорится обо всем, кроме самой выставки». На карикатуре - группы гуляющих; музыканты, появляющиеся из–за растений; очаровательные женские головки, вместо бутонов, на тоненьких стеблях цветов. Все это, по словам сатирика, переносит вас в фантастический мир, от которого кружится голова, но в особенности – от женщин. Степанов упрощает рисунок и отказывается от детальной проработки, минимальными средствами передавая действие, создавая выразительные характеристики своих персонажей. Четко очерченные силуэты фигур, динамика движений обостряют комичность образов в представленных ситуациях

Искра. 1859 г., № 22

Искра. 1859 г., № 22.

 

Говоря о композиционной структуре карикатур, следует заметить, что  чаще всего рисунок включает в себя двухфигурную сцену – диалог, обязательно сопровождаемую текстом. Степанов помещает свои персонажи на «авансцене». Героини изображаются порой так близко к краю, что создается впечатление, будто действие разворачивается в реальном пространстве, а зритель находится чуть в стороне от них и является наблюдателем происходящего. Художник располагает фигуры одна против другой, усиливая противопоставление и выявляя обличаемый порок.  Этот прием в дальнейшем будет часто использоваться сотрудниками других журналов, представляя одну из общих тенденций в развитии сатирической журнальной графики.

Изобразительные средства Степанова направлены на создание острых, выразительных в своей трактовке образов. Порой одной точной, четкой линией он дает характеристику всей человеческой фигуры, подмечает черты лица, виртуозно передает движение, свойственное тому или иному типу (одним из прекрасных примеров могут служить карикатуры на остервенелых жен, в буйстве бросающихся на мужей с кулаками).  Характеризуя пластическую форму, художник прокладывает тени широкими пятнами, либо толстыми, несколько растертыми штрихами. На свету объемы фигур, складки на одеждах трактуются отрывистыми, ложащимися по форме линиями.

Композиционный лаконизм распространяется и на антураж. При выразительной передаче образов, карикатурист не заостряет внимание на окружении и отказывается от подробной разработки деталей. Разбросанные, как бы бегущие одна за другой линии заполняют фон, говоря о поспешности автора и его стремлении отобразить «гримасы жизни» на страницах журнала. В этом Степанов и ряд художников, взявших за основу его манеру рисунка, близки рисунку французских графиков и, в частности, Гаварни.  Л.Р. Варшавский также отмечает, что игра штрихов в степановских рисунках отсылает к сатирической графике Гойи, с той только разницей, что кажущаяся небрежность в рисунке Степанова менее значительна ( Л.Р.Варшавский. Ук.соч.,Л.: 1937г., с.131.).

Важно обратиться к еще одной существенной особенности сатирических изданий. Все они являлись детищем коллектива писателей и художников. Конкретизация обличаемых лиц и обстоятельств выдвинула на первый план злободневный анекдот, анекдотическое обозрение, эпиграмму, либо пародию-памфлет на реальное событие сегодняшнего дня. Соответственно этой литературной форме определялась форма изобразительная. В карикатуре подпись живет и действует вместе с образом и носит синтетический характер. Только при наличии сатирического рисунка она получает свое полное выражение и значение. Единство изображения и текста создает иллюзию эпизода, непосредственно увиденного и услышанного.

Искра. 1859 г., № 16

Искра. 1859 г., № 16.

Однако тесная связь художника с писателем в периодических изданиях приводила к тому, что, зачастую, художник исполнял иллюстрацию к сатирическому тексту, то есть был в полной зависимости от последнего. Карикатура лишь иллюстрировала текст в виде диалога двух лиц, который не потерял бы своей остроты и при отсутствии картинки..

На страницах сатирических еженедельников встречаются карикатуры глубокой социальной направленности. Так на одном из рисунков художника Э.Т. Комара представлено два сюжета. На первой зарисовке бедняк в истлевшей одежде тянет  сани с бочкой воды. Его тяжелая поступь, склоненная голова, прикрытый взгляд словно говорят о смирении и принятии участи - он готов тянуть эту лямку даже за гроши. «Труд и бедность» – говорится в тексте. На второй зарисовке  - нищенка с младенцем на руках и сыном-инвалидом у ног. Чтобы не работать, она готова воспользоваться своими убогими детьми как своеобразной приманкой, способной вызвать жалость у прохожих. Она гордо  смотрит перед собой в ожидании милостыни. Комар создает тип «праздности и бедности» или иначе - физиологию, порожденную социальной средой.

Искра. 1859 г., № 38

Искра. 1859 г., № 38.

На страницах еженедельника «Искра» художник Комар предстает довольно разносторонним наблюдателем жизни. Характерным для его творческой деятельности станет изображение типажей  и жанровых типажных сцен с обращением к «физиологической» традиции 40-х годов 19 в.

На страницах московского журнала «Зритель» также можно увидеть ряд характерных типажей. Белинский в очерке «Петербург и Москва» точно заметил, что в Петербурге, на Невском проспекте, гуляют в два часа люди, как будто сошедшие с журнальных модных картинок, выставляемых в окна; даже старухи с такими узенькими талиями, что делается смешно; на гуляньях в Москве всегда попадется в самой середине модной толпы какая-нибудь матушка с платком на голове и уже совершенно без всякой талии (Цит. по: В. Г. Белинский. Петербург и Москва.// Собрание сочинений в 3х томах. Т.2   ОГИЗ, ГИХЛ, М.,  1948 г., с. 778.).

Одна из таких представительниц прекрасного пола (Зритель. 1862 г., № 28) не осталась без внимания карикатуриста. На журнальном рисунке круглолицая пышнотелая особа, потратившая часы на свой туалет, в недовольстве возвращается с прогулки: «Эти мущины нынче! Не обращают никакого внимания на прекрасный пол!» - произносит она.  На другой зарисовке художник изобразил джентльмена с его неприглядной женой. Текст к рисунку поясняет: «джентльмен, которому тесть дал хороший кусок хлеба и в придачу скверный кусок мяса» ( Зритель. 1862 г., № 7.). Все физиологии подчинены стремлению графиков создать обобщенные социальные типы, подсмотреть внутренние тайны их жизнедеятельности и проследить причину, заставившую художника карикатурно посмеяться над типажом.

Женский образ оказывается в центре внимания и на рисунках, высмеивающих чиновничество в России. В серии рисунков «Искры» под названием «Медовый месяц начальника» (УК. соч. 1859 г., № 1.) художник К.Д. Данилов показывает как молодая жена начальника постепенно «завоевывает позиции», в итоге уже сама управляя делами мужа. Московские и петербургские журналы на своих страницах рассказывают о нравах мещан. Глубоко социальна карикатура под заголовком «Благотворительность в провинции». Посетив семью бедняков, чинная барыня в богатом наряде  надменно смотрит на их быт. Увидев в горшке картофель, она недоумевает: «Как! картофель? – мы также едим картофель, а мы побогаче вас – какие же вы бедные? Надо прекратить выдачу назначенных вам по 2 рубля в месяц» ( Искра. 1860 г., № 48.).

Ряд карикатур, высмеивающих быт мещанской семьи, носят рассчитанный на вкусы обывателя развлекательный характер. Этой форме  соответствуют  некоторые сатирические зарисовки художника А.Н. Протасова. Здесь нет быстрых разбросанных по поверхности листа штрихов, как это можно было видеть на карикатурах Степанова. Рисунок Протасова спокойный, мягкий, детальный, линии - плавно подчеркивающие выразительные формы.  Примером подобного подхода служит карикатура с изображением барина в годах, который  в присутствии барыни кричит вслед уходящей служанке: Ах ты, скверная девчонка!.. Да я тебе голову сверну, если ты еще раз посмеешь пикнуть пред Марьей Ивановной!».  На следующем рисунке под заголовком «Барин в отсутствии барыни» хозяин дома в своей комнате  успокаивает обиженную молоденькую служанку, усадив ее к себе на колени: «Ну, Машенька, не сердись! Я покричал на тебя, - нельзя же…у нашей барыни держи ухо востро: я вот для тебя нарочно захворал сегодня, а ты не чувствуешь этаго» (Искра. 1859 г, № 5). Художник акцентирует внимание зрителя на жестах, мимике персонажей, что способствует передаче эмоционального состояния героев в высмеиваемой ситуации.  В карикатуре А. М. Волкова на ту же тему  подпись к рисунку гласит:

- Ведь у вас уже снежок на голове показался, а туда же…

- По первому снежку, милочка, и охотятся (Ук. соч. 1861 г., № 33)

Искра. 1859 г., № 48

Искра. 1860 г., № 48

Н.А. Степанов предложил карикатуру, где прагматичная мать наставляет честную, самостоятельную девушку: «Помилуй, какой благовоспитанный человек женится на тебе: стриженая, нечесаная, старших не уважаешь, благодеяний не чувствуешь. Только и слышишь от этой неблагодарной: хочу сама хлеб зарабатывать, экая фря, подумаешь…» (Искра. 1863 г., № 47). Сатирик высмеивает укоренившиеся нравы общества, которому претит мысль о том, чтобы женщина сама устраивала свою жизнь и самостоятельно зарабатывала на хлеб.

Вместе с тем сатирические еженедельники высмеивают и мужчин, ищущих выгоду в браке с состоятельными особами. В «Зрителе» 1862 г. представлен политипаж. Надпись к рисункам гласит: «Страсти нашего времени» (Зритель. 1862 г., № 15). На одном изображен мужчина, вставший  на колени перед пожилой дамой. «Вы верно хотели сделать декларацию моей внучке?», - вопрошает она. «О, нет, помилуйте! Нынче за молодыми гоняются только глупые старики, да еще с деньгами. Мы умнее, и греемся около старушек!».

Часто художники обращаются к вопросу женского целомудрия. Например, на одной карикатуре девушку заставляют вынести из комнаты чижика и кота, потому что, по мнению матери, неприлично самцам присутствовать при одевании юной особы (Искра. 1861 г., № 18). Карикатуристы высмеивают чрезмерное стремление дам 19 столетия к сознательному самозапрету, их непомерную добродетель и строгость в вопросах нравственности. Сатирики доводят смысл изображаемых ситуаций до абсурда, выявляя характерные особенности общества.

Зритель. 1862 г., № 15

Зритель. 1862 г., № 15

В обличении пороков художники обращаются также к словесной форме пословицы. В «Искре» художник К.А. Трутовский в сатирической форме представил цикл рисунков «Наши пословицы, изображенные и исправленные». Следуя выработанной Степановым манере рисунка, он в лаконичной форме создает яркие образы, акцентируя внимание на главном. Иллюстрируя шуточную пословицу – в гостях хорошо, а дома хуже - сатирик изображает сварливую женщину, которая бросается с кулаками на поздно вернувшегося домой мужа (Искра. 1865, № 18). В пословице – своя ноша очень тянет – женщина в окружении плачущих маленьких детей. Держа одного на руках, она прогибается от своей ноши (Искра. 1865, № 18). В подписи к рисунку с изображением молодой особы в дорогом наряде художник едко подмечает: «По одежке не протянешь ножки» (УК. соч. № 16), а к карикатуре на даму, окруженную молодыми поклонниками, среди которых оказался и старичок подпись комментирует: «Старый друг хуже новых двух» (Ук. соч. № 15)

Высший свет Петербурга и Москвы объединяла страсть к балам. Одна из карикатур И. Исакова в «Развлечении» является удачной иллюстрацией этого. «Барыня, матушка! – восклицает нянька, спешно шествуя за хозяйкой. - Ведь Николинька-то очень плох: совсем кончается, уж и не стонет; - только все вас кличет». «Ах, Боже мой! – раздраженно отвечает барыня, - ну пошли за доктором. А мне теперь некогда: ты видишь, что я на бал иду. Уж  и так опоздала» (Развлечение, 1860 г, № 13).

Тенденции моды того времени также попадают под острый взгляд сатирика. Одним из постоянных объектов насмешки художников становится кринолин, пришедший в моду в середине 19 в. Различные курьезные случаи калейдоскопом проходят перед глазами читателей журналов. Например,  ксилография, помещенная в «Искре» под заголовком «Выставка растений» изображает мужчину с маленьким сыном, остановившихся у секции «Тыквы». «Папа, посмотри какая большая тыква, – указывает мальчик на женскую фигуру в кринолине, стоящую неподалеку от крупных экспонатов. -  За нее также дали медаль». «Какой же ты глупенький! – Разве не видишь, что это не тыква, а дама в кринолине (Искра. 1860, № 19) - поясняет отец.

Искра. 1859 г., № 5

Искра. 1859 г., № 5

В № 5 1859 г. Степанов извещает читательниц о «кончине кринолина». Заголовок к парным карикатурам (Искра., 1859 г., № 5) гласит: В № 2 СЕВЕРНОГО ЦВЕТКА напечатано: телеграфическою депешею из Парижа дано знать, что императрица французов сняла кринолин. Один из рисунков Степанова иллюстрирует это событие: «Северный цветок» в образе худощавого мужчины с ветвью на голове разносит объявления о столь прискорбном событии. Дамы в кринолине, раздосадованные печальным известием, недоумевая, бросаются к нему с вопросами. Следующая карикатура представляет процессию тех же женщин, но уже снявших свои кринолины. Рыдая, они  провожают металлический каркас в последний путь. Ниже приложена язвительная «выписка из газеты»: «…Нельзя было смотреть без слез умиления на осиротевшие формы этого букета юных грациозных созданий, отдававших последний долг своему другу, или вернее, благодетелю – кринолину».

Часто «Искра» помещала на своих страницах раздел под название «Моды», где в сатирической форме говорилось о последних веяниях в этой области. В одном из номеров редакторы представили следующую заметку ( Искра. 1859 г., № 5): «Передав нашим читательницам горестное известие о кончине кринолина, мы спешим передать другое – истинно утешительное. Вот что напечатано об этом во 2-м № Северного Цветка: взамен кринолина предвидится распространение шлейфа неимоверной величины». Здесь же представлен рисунок: прогуливающаяся молодая дама изображена на переднем плане на фоне уходящей в даль перспективы города. Шлейф от ее платья настолько велик, что тянется во всю длину улицы. На нем сумели расположиться «малютки Додо и Биби, любимая собачка Амишка, резвая кошка Зюлейка и кое-какая провизия, которою дама запаслась во время прогулки». К карикатуре прилагается текст, объясняющий изображение, который своим объемом ничуть не уступает бесконечно тянущемуся за фигурой женщины шлейфу.  В № 11 того же года можно найти рисунок, иллюстрирующий факт вошедших в моду кисейных юбок, туго накрахмаленных с воланами, на которые требовалось бесчисленное множество материи. На авансцене изображены муж с женой, встречающие вереницу повозок, на каждой из которых – тюки с тканью. «Что это за обоз к нам приехал?» – недоумевает муж. «Из голландской лавки. Я забыла сказать, что взяла там кисеи на три юпки».

Искра. 1859 г., № 5

Искра. 1859 г., № 5

Следует отметить, что мода 50—60-х годов XIX в. носила особенно экстравагантный характер. Тон в модах задавал Париж. Здесь создавались новые модели одежды, признаваемые «высшими» классами общества. В журнале «Зритель» 1862 г. под заголовком «Всемирные моды, усовершенствованные Россиянами и Россиянками» карикатурист изобразил  прогуливавшуюся пару, которая поспешила отдать дань последним модным тенденциям. Так прическа дамы в рисунке приобрела свою пышность за счет воткнутых в волосы (!) овощей. Она настолько тяжела, что покрывающий голову чепец едва удерживает ее при помощи крупного банта. Напряженность позы свидетельствует о неудобствах, вызванных столь сложной конструкцией. Завершает наряд накидка с бахромой из (!) лука и моркови. Все это ничуть не смущает собеседника, костюм которого так же снабжен модными аксессуарами. Нижняя часть приталенного жакета украшена большой подковой, возможно, заменившей часовую короткую цепь с брелоками. Галстук джентльмена пронизывает огромная булава. Таким образом, сатирик представил зрителю пародию, шарж на  причудливость характера современного костюма, в гротескной форме изобразив чрезмерное стремление высших слоев общества Москвы и Петербурга следовать западным веяниям.

Довольно часто художники периодических изданий обращаются к теме балета, в различных вариациях представляя сцены из жизни танцовщиц. Такие рисунки  пользовались особой популярностью у читателей журналов и служили утехой для них. На карикатуре П.М. Шмелькова, одного из крупнейших представителей реалистической сатиры, старец с биноклем в руках, привстав со стула, силится разглядеть юную танцовщицу.  В надписи к рисунку тонко подмечается: «Занятие, требующее напряженного внимания» (Зритель. 1861. № 1).Этот сюжет находит отражение и в следующем примере. Под надписью «В балете. Дриады» художник представил два женских образа – прекрасную юную танцовщицу - образ, воспринимаемый зрителем, когда он не смотрит в бинокль, и уродливую пожилую особу в пачке - когда смотрит в бинокль (Искра. 1859 г., № 41).

В продолжение темы, раскрывающей нравы общества, «Зритель» представил для сравнения образ «танцовщицы сто лет тому назад»  - особу в платье 18 в. с приталенным силуэтом, глубоким декольте и чуть приоткрытыми в танце щиколотками ножек. На другой зарисовке – танцовщица в пачке до бедра (Зритель. 1862 г., № 13). В подписи говорится, что некие Иван Сизой и Пьер дё Сипунов чуть не перерезались из-за спора о том, которая же добродетельнее.

Важно отметить, что карикатуры на женский образ как в московских, так и петербургских журналах в тематическом плане не имели принципиальных различий. Быт, мещанство, моды, балы… были наиболее популярными областями жизни «женского общества» 19 столетия. Женский образ стал одним из основополагающих и в карикатурах на произведения искусства. Дело в том, что распространенной мишенью графиков-сатириков середины - второй половины 19 в. стало современное изобразительное искусство. В этот период не было, пожалуй, ни одной крупной художественной выставки, на которую иллюстрированные еженедельники, и чаще всего «Искра», не откликнулись бы серией сатирических рисунков пародийного толка. Начиная с 1859 г. (первый год издания сатирического журнала «Искра») ежегодные академические экспозиции сопровождались своеобразной «выставкой» в журналах.

Зритель. 1861 г., №1

Зритель. 1861 г., №1

Здесь  в сатирической форме нашли документальное отражение как произведения изобразительного искусства, так  и реакция аудитории на них. Такая карикатура была обращена к идейно-художественным стилевым особенностям искусства своего времени. Среди главных персонажей высмеиваемых произведений не раз можно было увидеть представительниц женского пола. Например, в «Искре» 1863 г. помещена карикатура Степанова сразу на несколько картин, изображающих вакханок. Представленные в большом количестве на выставке 1863 г. произведения (На выставке были «Вакханки» М.П. Боткина, С.П. Постникова, Н.Е. Симакова.) были неблагосклонно приняты публикой. На карикатуре художника «вакханки просто и вакханки с тамбуринами» покинули полотна и клянутся больше не возвращаться на выставку. Толпа обнаженных женщин, потрясающих тамбуринами, набрасывается на растерянных авторов картин. Комический эффект достигается в рисунке за счет столкновения художников с героями их произведений.

На академических выставках 1860-х годов изобиловали портреты римлянок. В карикатуре «Будильника» (Будильник. 1868 г., № 43), в отличие от вакханок на рисунке «Искры», римские женщины с «розами, улыбками, с прялками и другими украшениями»,  готовы покинуть экспозицию, понимая, что изрядно поднадоели публике. Они не поднимают бунт, а дружно отправляют художникам в Рим телеграмму с просьбой прислать прогоны для их обратного путешествия. В лице римских дам сатирик обличает многочисленные произведения, не содержавшие в себе художественных открытий, находящиеся в стороне от насущных жизненных проблем, и только «мозолящих» на выставках глаза публики.

Еще одним популярным у «академистов» сюжетом была история Сусанны, еврейки из Вавилона,  которую, согласно апокрифическому отрывку из Книги пророка Даниила, тщетно пытались соблазнить два старца. В каталогах академических выставок этого времени было выявлено шесть таких работ.  В ответ на это сатирические журналы сразу представили ряд остроумных карикатур.

Будильник. 1868 г., № 43

Будильник. 1868 г., № 43

Одна из них в точности повторяет композиционное решение картины П.П. Икова 1868 г. Обнаженная Сусанна у купальни застигнута двумя старцами. Угрожая, они пытаются склонить ее греху. Одной линией график-сатирик очерчивает  силуэты фигур персонажей, скрывая в тени детали окружения. Мимика, динамика их движений  обостряют комичность образов. При всей утрировке картина точно передает особенности экспонируемой  на выставке 1868 г. картины. Подпись к карикатуре в частности указывает на явную «современность» типажа Сусанны: «Эта картина живо представляет - татар, предлагающих купающейся барышне купить халаты./ Сусанна. – Нет, вы мне принесите, братцы, что-нибудь из дамского туалета, пеньоар, какой - нибудь, что ли» («Искра», 1868 г, № 42).

Интересны также карикатуры, на которых от лица персонажа высказывается критическое замечание автору произведения. В сатирической зарисовке на картину В.Я. Афанасьева «Девочка, кормящая цыплят», героиня сюжета упрекает своего создателя, выявляя художественные качества его картины: «Одну щеку мне оттопырили, а другую верно забыли снабдить приличною опухолью, - вот и ходи теперь уродом! – Бог вам судья, Владимир Яковлевич (УК. соч. 1867 г, № 40). Нужно сказать, что такой прием является серьезной формой критики, вскрывающей недостатки произведения изобразительного искусства.

Важно отметить, что графические иллюстрации периодических журналов являлись историческим свидетельством значимости мира искусства в культурной жизни страны. В этом смысле печатная графика имеет большое значение как источник информации об отношении публики к искусству.

Можно еще перечислять те области карикатуры на картину и в целом – сферы общественной жизни 19 столетия, в которых женский образ в той или иной степени нашел отражение. Важно то, что он способствовал выявлению пороков, отрицательных сторон жизни, тех несовершенств, против которых так усиленно стремились бороться графики-сатирики 19 столетия.

При полном или частичном использовании материала ссылка на автора обязательна.