Русская сатирическая графика времен Отечественной войны 1812 года
Автор: Сурова Анна, 5 курс ФТИИ Института имени Репина
2012 год,
Первая премия Седьмого конкурса "Марш победителей. 1812-2012"
Публикуется с согласия автора с сокращениями и указанием первоисточников
Отечественная война 1812 года оказала сильнейшее влияние и на изобразительное искусство. Если до двенадцатого года, по удачному выражению историка, все русские хотели казаться французами, то после Отечественной войны они так же сильно хотели быть русскими [Отечественная война в русском обществе 1812–1912. В 6ти тт. – М., 1911–1912. Т.V.]. Вот это-то желание стать русскими проявилось и у наших художников той эпохи.
Сюжеты, связанные c Отечественной войной 1812 г., вдохновляли немало мастеров в дальнейшем. Однако, если этот период не был достаточно полно представлен современными художниками-баталистами и жанристами, то этого нельзя сказать про мастеров карикатуры. Они дали значительное количество произведений, в которых война с Наполеоном представлена пусть не в полной мере многогранно, но достаточно разносторонне.
Роль карикатуры периода Отечественной войны в истории русского искусства была, несомненно, гораздо больше, чем можно предположить. Это и агитация, поддержка и прославление, но главное – зарождение нового направления в искусстве и укрепление нового отношения к обычному русскому человеку.
Первые сатирические листки 1812 года. Истоки русской карикатуры
Иногда сатирические картинки на темы 1812 года называют лубочными. Лубок, известный на Руси с XVI века, был очень популярен в народе. Уже Петр I был вынужден отделить листы невинного содержания от лубков с политической окраской, введя в 1723 году запрет на лубочное изображение царствующих особ. Начало профессиональной карикатуры в периодической печати положил художник Алексей Венецианов.
В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало своего рода интернациональным языком. Английские карикатуристы Д. Гилрей, Т. Роулендсон и другие создали не менее тысячи сатирических рисунков, высмеивающих Наполеона и его политику. Именно англичанам принадлежит авторство карикатурного типа Бонапарта. Несколько видных мастеров работали в Германии. Хотя многие произведения немецких сатирических графиков были анонимны, до нас дошли имена Д. Ходовецкого, И. Фольца и других.
Ни одна историческая эпоха не была так полно представлена в карикатурах, как эпоха Наполеона Бонапарта. Казалось, что целый ряд талантливых художников различных стран сговорился сообща действовать против Наполеона [ Отечественная война в русском обществе 1812–1912. В 6ти тт. – М., 1911–1912. Т.V.]. Отметим, что некоторые из этих карикатур попали и в Россию, послужив источником некоторых композиций и мотивов.
Александр I, несомненно, знал, что Наполеону были очень не по сердцу английские и иные карикатуры. Есть предположение, высказанное Д. Ровинским, что император Александр строжайше запретил выпуск в свет карикатур на Наполеона. Знаменитый впоследствии художник Венецианов в 1807 году издал «Журнал карикатур на 1808 год», в котором, по словам Ровинского, было несколько карикатур, неприятных Наполеону. Император Александр велел издание журнала прекратить, указав при этом издателю, «что он дарование свое мог бы обратить на гораздо лучший предмет и временем мог бы воспользоваться с большей выгодой к приучению себя к службе, в коей находится» [Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI–XIX вв. Т. 1. С. 155.]. В. Верещагин находит возможным утверждать, что в этом журнале не было никаких карикатур на Наполеона. Запрещен же он был, по-видимому, потому, что в некоторых карикатурах высмеивались сановники и вельможи, чего не мог допустить император Александр, который уже тогда отказался от своих прежних либеральных увлечений [ Верещагин В.А. Русская карикатура. Т.2… С. 58.].
После неудачной попытки Венецианова, вплоть до 1812 года, никто из наших художников не дал ни одной карикатуры на Наполеона.
Московские листы-прокламации
При штабе М. И. Кутузова уже в первые месяцы Отечественной войны 1812 года была создана специальная типография, призванная вести пропагандистскую деятельность среди населения и армии. Всего было создано около 200 произведений, большая часть из них не подписана.
В настоящее время чрезвычайно трудно установить хронологию появления той или иной русской карикатуры. Самый тщательный просмотр этих карикатур показывает, что из довольно большого числа их (около двухсот) только весьма немногие были изданы в Москве в период до оставления ее жителями и до вступления в нее французов. Только четыре листа можно бесспорно отнести к периоду Отечественной войны до вступления французов в Москву.
«Крестьянин Иван Долбила», |
Первый из них – «Русский ратник Гвоздила и милицейский Долбила». Эта картинка была награвирована и отпечатана по распоряжению Ф. Ростопчина, московского генерал-губернатора. Картинки «Ратник Гвоздила и милицейский Долбила» должны были наводить простонародье на мысль, как вооружаться и как драться с врагом. Интересна также лубочная картинка под заглавием «Крестьянин Иван Долбила», имеющая самую тесную связь с ростопчинскими афишами. В одной из них находим следующие слова, имеющие несомненную связь с нашей картинкой: «Когда до чего дойдет, – говорилось там, –
мне надобно молодцов и городских и деревенских; я клич кликну дни за два; а теперь не надо; я и молчу. Хорошо с топором, не дурно с рогаткой, а всего лучше вилы-тройчатки; француз не тяжелее снопа ржаного» [Отечественная война в русском обществе 1812–1912.Т. 5. С. 60-71.]. На упомянутой же картинке изображен мужик, колющий француза вилами с такими словами: «Вот и вилы-тройчатки пригодились убирать да укладывать. Ну, мусье, полно вздрагивать». Тут же нарисована телега, на которой, как снопы, сложены трупы убитых французов. Таким образом, эта картинка была, несомненно, иллюстрацией к только что приведенным словам Ростопчина.
Более содержательной, а потому, вероятно, и более продуктивной, была другая картинка, изданная также по приказанию Ростопчина, и даже при его личном участии, и известная в литературе под названием «Корнюшка Чихирин».
Картинками, изображающими Гвоздилу, Долбилу и Чихирина, началась, и ими же, можно сказать, заканчивается московская серия оригинальных иллюстраций к Отечественной войне в период до сожжения Москвы. Не высокохудожественны и не очень остроумны они и почти ничем не отличаются от лубочных картин конца XVIII века. В Москве не оказалось талантливого художника, который, пользуясь хотя бы иностранными образцами, дал бы произведения, способные удовлетворить мало-мальски развитой вкус. Но чего не дала Москва, дал в изобилии Петербург. Здесь, вдали от театра военных действий, не прекращалась культурная жизнь. Нашлись и люди, которые стали изображать наиболее важные или интересные события в иллюстрациях и в карикатурах. Это своего рода триумвират – Венецианов, Теребенев и Иванов, которые, по свидетельству современников, были связаны тесной дружбой и очень часто создавали свои произведения сообща. На том же поприще, хотя и не так интенсивно, отличался известный художник Орловский.
«Петербургский триумвират»: А.Г. Венецианов, И.И. Теребенев, И.А. Иванов
Первым выступившим в жанре карикатуры в нашей стране был Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847). Он стал издателем «Журнала Карикатур», вышедшего в 1807 г. На страницах издания поднимались острые проблемы социального и нравственного характера, актуальные для современного общества. Однако упомянутые ранее проблемы с цензурой привели к закрытию журнала в январе 1809 года. Позднее, во время войны 1812 года, в творчество Венецианова вновь входит сатира.
«Деятельность француженки |
Венецианов, родоначальник крестьянской темы в русской живописи, не подписывал свои карикатуры. Его авторство было впервые установлено в печати известным коллекционером и знатоком графики, сенатором и государственным деятелем Д.А. Ровинским. Первые семь венециановских сатирических листов 1812 года перекликались с «Мыслями не вслух на Красном крыльце» графа Ростопчина: галломания, преклонение перед французскими гувернерами, парикмахерами и им подобными разлагающе влияет на русское общество.
Карикатуры Венецианова на слепое и рабское подражание французским нравам и обычаям – это сатиры на ужасающее воспитание, даваемое русским детям французскими гувернерами, или – на распространенные тогда в Петербурге и Москве французские модные магазины. Бытовая карикатура Венецианова абсолютно самостоятельна, нова, жизненна. Ясность композиции, заострение противоречия «своё-чужое», имеющего явно негативную коннотацию, эмблематичность и знаковость всех составляющих позволяют считывать сатирический подтекст без труда. Соединение элементов реального и вымышленного, неожиданность сопоставлений и уподоблений – излюбленные средства бытовой карикатуры Венецианова.
На первый взгляд может показаться, что эти листы ничем, кроме времени их создания, не связаны с войной 1812 года. Но такое впечатление может сложиться только в наше время. Тогда же, в контексте эпохи, офорты Венецианова воспринимались совсем иначе, наиболее прозорливые современники вычитывали и такую мысль – вот чем занимаются дворяне в тяжёлую для родины годину. Именно поэтому венециановские листы наряду с другими пользовались такой популярностью.
Работы Венецианова, как и почти всех других карикатурщиков той поры, выполнены в технике иглового офорта, дающего тонкий и свободный рисунок. Последующая раскраска от руки, тогда широко распространённая, делала эти гравюры особенно наглядными и выразительными [Русская гравюра и литография 18-начала 20 вв. выставка из собрания отдела истории русской культуры. ГЭ, Л., 1960.С. 8].
В плане содержания особенно важно подчеркнуть «народность» этих листов. Венецианов утверждает идеи национальной самобытности искусства, впервые четко оформившиеся под пером Радищева. Герои и сюжеты обыденной жизни получают в работах автора образное и яркое воплощение, ставя русских крестьян в один ряд с героями древности.
Темы карикатур брались обыкновенно из последних новостей, опубликованных в газетах. В карикатурах Теребенева также преобладали две темы: осмеяние захватчиков и их предводителя Наполеона и возвеличивание подвигов русских солдат, крестьян, партизан. Работали они рядом, и темы одного часто вдохновляли другого.
Венецианов больше никогда не возвратится к жанру сатиры. Возможно, он почувствовал, что жанр порицания, отрицания, беспощадного обличения – не та область искусства, в которой его талант мог бы раскрыться в полной мере.
Иван Иванович Теребенев (1780-1815) представляет значительный интерес не только как художник, но и как личность. Он получил образование в Академии Художеств, курс учения в которой окончил в 1800 году. Сначала своей специальностью он избрал скульптуру и был даже оставлен пенсионером для подготовки к профессорской деятельности, но бросил и решился, по выражению одного биографа, «идти своим путем неопытного, беспечного юноши» [Отечественная война в русском обществе 1812–1912. Т. 5. С. 81]. Сделав несколько скульптурных работ, он поступил в 1805 году в Тверскую гимназию учителем рисования. Проведя здесь два тяжелых года, он вернулся в Петербург и стал опять заниматься искусством, но уже не как скульптор, а как рисовальщик и гравер. Большая семья требовала значительных средств, а между тем заработок оплачивался довольно скудно. Теребенев трудился сверх сил, истощил свой организм и умер в январе 1815 года 36-ти лет отроду.
«Русская баня», Теребенев И.И. |
Особенно интенсивно он работал в последние два года своей жизни, именно, 1813 и 1814 год, так как только в это время он получил возможность широко использовать свой природный талант карикатуриста. Он выпустил в свет 37 подписанных его именем карикатур, так или иначе связанных с Отечественной войной. Но кроме этих листов, ему принадлежит еще некоторое число карикатур, не помеченных его именем. Теребенев начал издавать свои карикатуры лишь с февраля 1813 года. Все его листы вышли уже тогда, когда в России не было ни одного вооруженного француза – значения художественной сатиры как средства агитации они «Русская баня», Теребенев И.И. уже не имели. Их ценность и задача скорее была исторической, фиксирующей в определённой манере произошедшие события и прославляющей их.
Первыми известными графическими произведениями были карикатуры на Наполеона и французов, рисованные и гравированные им самим офортом на меди, в контурах для раскраски и выпускавшиеся отдельными листами. Их успех был велик, и он кроется, на наш взгляд, в мастерстве изображения, лаконизме и яркости, выразительных подписях, относительной доступности листов, а главное, в соответствии их общественным настроениям.
Теребенев в большинстве своих работ создает иллюстрации к сообщениям русской и иностранной прессы о событиях войны 1812 года. Его карикатура очень лаконична, нет ни одной лишней фигуры, ничего, кроме самого необходимого по сюжету. Таковы «Русская баня», «Наполеонова пляска», «Смотр французским войскам на обратном их походе через Смоленск». Значительная часть листов посвящена героизму русского крестьянина: «Пастух и Волк», «Русский Сцевола – крестьянин», «Чем он победил врага своего?», «Русская Героиня Девица, дочь Старостихи Василисы», «Русской Сцевола», «Русской Геркулес» и др. Сообщения о подвигах появлялась первоначально в описаниях в периодической прессе, а затем подхватывалась летучими листками.
Из карикатур Теребенева, несомненно ему принадлежащих, более тридцати посвящены высмеиванию Наполеона и его армии, причем большая часть касается исключительно его личности.
Некоторые популярные листы Теребенева («Мыльные пузыри», «Угощение Наполеона в России», «Наполеонова пляска» и ряд других) навеяны работами европейских мастеров сатирического жанра. Однако авторскими чертами можем назвать четкий рисунок, стройность композиции, художественный характер каждой детали, живописность, великолепные тексты – характерные составляющие работ художника. Некоторые из листов самого Теребенева были заимствованы иностранными художниками. Даже известные английские мастера признавали карикатуры Теребенева вполне художественными, раз заимствовали их почти целиком [Верещагин В.А. Русская карикатура. Т.2. С. 45].
Высмеивались Теребеневым и французские порядки: конскрипты великой нации, кухня главной квартиры, вывоз редкостей из парижского музея, кукольная комедия… Наряду с этим существовали и чисто аллегорические листы: «Объяснение герба Наполеона», «Освобождение Европы», «Наполеон с сатаной», «Весы правосудия», «Сокрушение Наполеонова могущества».
Теребенев, в отличие от Венецианова, в редких случаях ограничивался кратким пояснением. К тем карикатурам, смысл которых вполне ясен, он предпочитал совсем их не давать. Под более же замысловатыми карикатурами он давал пояснения в разговорной форме или в стихах. Чаще всего под его карикатурами мы встречаем диалоги, иногда довольно остроумные.
В 1815 году увидела свет книга «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известная как «Теребеневская азбука». Состояла она из 34 карикатур с двустишиями на каждую букву. На основе карикатур на тему 1812 года были изготовлены небольшие, в 1/16 долю листа раскрашенные вручную акварелью офорты. Каждая карточка представляла определенную букву алфавита. Автором карикатур, помещенных в азбуку, был не один только Теребенев, хотя как раз с его именем связывают это знаменитое издание. Он действительно был создателем 16 из 34 карикатур «Подарка детям в память 1812 года». Авторство ряда листов принадлежит Иванову, Венецианову и другим [Отечественная война в русском обществе 1812–1912. Т. 5. С. 90].
После Венецианова и Теребенева наиболее талантливым карикатуристом эпохи Отечественной войны был Иван Алексеевич Иванов (1779-1848). Этот художник, подобно Теребеневу, получил образование в Академии Художеств, причем приблизительно в то же время. Это был хороший рисовальщик и образованный человек. Он иллюстрировал басни и сказки Хемницера, Измайлова и Крылова, дал много иллюстраций к стихотворениям Жуковского, Батюшкова, Востокова и др. поэтов. Эти занятия в области иллюстрации наложили отпечаток на его деятельность как карикатуриста [Русская гравюра и литография 18-начала 20 вв…. С. 26-27].
Карикатур, несомненно принадлежащих Иванову, т.е. подписанных его инициалами И.И., немного, всего шесть. Однако число ивановских карикатур, вероятно, в действительности гораздо больше [Отечественная война в русском обществе 1812–1912…Т.V. С. 75-83.]. По-видимому, художник по каким-то причинам не хотел обозначать произведений этого рода своим полным именем: ставил инициалы или совсем не подписывался.
Его карикатуры по технике и по сюжету значительно отличаются от подобных произведений Венецианова и Теребенева.
«Бегство Наполеона», Иванов И.А. |
Карикатуры Теребенева возбуждали смех или негодование, а карикатуры Венецианова были своего рода напоминанием о том, что ожидает русское общество, если оно не избавится от французского влияния. Иванов как карикатурист обладал не столь большим талантом. В его работах мало юмора, еще меньше сатиры; но при этом его произведения отличаются большой сложностью. У Теребенева редко можно встретить больше трех-четырех фигур в изображении, а у Иванова их не меньше десяти, и все они вырисованы самым тщательным образом. Даже самая комичная по замыслу его карикатура «Наполеон формирует новую армию из разных уродов и калек» может вызвать лишь лёгкую улыбку, несмотря на то, что лица у двух-трех фигур полны экспрессии (в отличие от поистине комичной работы Теребенева на тот же сюжет «Усердная и добровольная поставка рекрут от французского народа»). Строго говоря, к разряду карикатур, кроме упомянутой выше, можно отнести еще только одну картинку Иванова (с его подписью) – «Бегство Наполеона».
Работы Иванова выглядят как нечто среднее между сатирой и прокламацией. Гораздо более яркое впечатление производят те листы Иванова, в которых по сюжету и не должно было быть карикатурного элемента, как, например, «Русский Сцевола» и «Хлебосольство – отличная черта в характере народа русского» (впоследствии перегравированная Теребеневым в чуть упрощённой форме и включенная в его «Азбуку»).
Он был, как сказано выше, прекрасным иллюстратором. Карикатуристом же он стал случайно – быть может, потому только, что на этом поприще занимались его друзья Венецианов и Теребенев. Ввиду этого его карикатуры, как по малочисленности, так и степени выполнения, не могли иметь того значения, какое имели, например, карикатуры Венецианова.
О литературной стороне карикатур Иванова можно сказать немногое. В одном только случае встречается стихотворная надпись (под карикатурой «Бегство Наполеона»), которая приведена выше. Под другими его карикатурами даны только заглавия да краткие ссылки на источник, откуда заимствован сюжет.
«Карикатурщики» времен 1812 года и их последователи
Всего за 1812-15 гг. различными художниками было исполнено до 240 листов политической сатиры. Авторство некоторых работ не установлено. Кроме тех, о которых шла речь выше, известны имена и других «карикатурщиков» (по определению В. Даля), которые также принимали участие в создании сатирических листов: А.О. Орловский, К.А. Зеленцов, А.Е. Егоров, А.Л. Витберг.
"Французские мародеры, |
Издевательское отношение к французским мародерам, храбрым в большом числе, но трусливым при первом отпоре, показ
ано в сатирическом листе А.Н.Оленина «Русский мужик Вавила Мороз на заячьей охоте»; в карикатуре неизвестного художника «Французские мародеры, испугавшиеся козы» (повторение работы Теребенева?). Кроме Венецианова, и другие мастера выступали против французомании русского дворянства. Язвительные «портреты» его представителей создал А. О. Орловский [Верещагин В.А. Русская карикатура. В 3х тт. Т. 3. Орловский].
Кроме карикатур упомянутых художников, есть еще значительное число их без указания автора, но составленных во всяком случае не новичками в живописи. Среди них попадаются весьма часто произведения вполне художественные, не уступающие карикатурам Венецианова и Теребенева.
Нет сомнения, что многие из них принадлежат Венецианову, Теребеневу и Иванову, особенно последнему, который, как было уже сказано, не любил подписываться под своими произведениями. Возможно, что некоторые из них награвированы приехавшим в Россию и прославившим себя картинами и карикатурами польским художником Орловским, ибо после него остались и хранятся до сих пор оригиналы нескольких карикатур на Наполеона, впрочем, не вышедших в свет. Может быть, среди них есть карикатуры работы Егорова и Витберга, ибо и они не избегли общего увлечения карикатурами на Наполеона. Таким образом, список имен авторов карикатур того времени может быть значительно расширен, учитывая разнообразие, обилие взаимовлияний, различия в стилистике.
Продолжение традиций сатирической графики 1812 г. за рубежом и в России
Если на ранних порах развития русской карикатуры она испытывала определённое влияние западных работ, то в дальнейшем гармонично включилась в их круг и заимствовалась иностранными мастерами. Творчество замечательных русских художников Теребенева и Венецианова вызвало особенный интерес в Англии. Через два-три месяца на исполненные в России карикатуры в Англии появлялись реплики английских художников. Всего за 1813 год лишь Д.Крукшенком были воспроизведены девять русских карикатур [Отечественная война в русском обществе 1812–1912. Т. 5… С. 80].
Интересно, как отразилась карикатура в иных областях искусства, к примеру, в русском художественном стекле XIX века. Самой популярной темой в росписях была Отечественная война 1812 года: наряду с портретами героев войны и батальными сценами часто изображали и армию Бонапарта в карикатурном виде. Бахметевский фарфоровый завод в 1813–1815 годах выпускал кружки с изображением Наполеона и русских крестьян по сатирическим рисункам Теребенева [ Русская жизнь в эпоху Отечественной войны. Выставка гравюр и рисунков. Каталог – СПб, 1912. С. 34.]. Некоторые исследователи советского агитационного фарфора 20–30х годов XX века проводят определенные параллели с русским фарфором и стеклом, выпускавшимся в России по следам Отечественной войны 1812 года.
Прямой наследницей традиций карикатуры 1812 года стала сатирическая графика времен Первой мировой войны. Обе войны несли ярко выраженный народный характер, чем и объясняется сходство карикатур. В карикатурах Первой мировой войны не просто копировались листы 1812 года, а была воспринята и переосмыслена их эстетика [Кустова А.Е. Отечественная война 1812 г. и Первая мировая война в карикатуре // Актуальные проблемы теории и истории Искусства: тезисы докладов международной конференции – СПб, 2011. С. 100]. Листы 1812 года положили начало целой традиции в искусстве, тогда как лубки эпохи Первой мировой войны эту традицию завершили. Стилистический язык последних нашел свое продолжение в искусстве последующих периодов и наиболее полно воплотился в плакатах.
Таким образом, русская карикатура времен 1812 года стала важной вехой в развитии отечественного искусства, сформировав особую художественную традицию, связавшую предшествующие ей лубочные работы и карикатуры западных мастеров с широким кругом сатирической графики всего XIX и XX столетий, оказав при этом влияние и на другие виды искусства.
При полном или частичном использовании материала ссылка на автора обязательна.