16 апреля в Актовом зале Академического Лицея имени Иогансона на школьной выставке «Кино» состоялся просмотр и отбор работ комиссией преподавателей Академии живописи имени Репина. Руководство лицея участвовало в осмотре выставки, но решающую роль в дискуссиях все же играло мнение академиков.
Многочисленные работы от акварели до холстов и скульптур на тему «Кино» соревновались за право выставиться в Итальянском зале наравне со студентами, но при этом состязаться в отдельной номинации «Юный художник». Пожалуй, это главная особенность, что в творческом академическом конкурсе получают свой шанс школьники. Как знать, кому-то ведь из них предстоит поступать в знаменитую Академию живописи!
Выставка погрузила зрителей в закулисье съемок: Инна Чурикова в гримерной, звукооператоры и кинооператоры с оборудованием, съемки в послевоенном городе у Медного всадника. Многочисленные отсылки к любимым фильмам и узнаваемым сюжетам вызывали то улыбки, то удивление и даже страхи. Особой находкой развески выставки стали две графические работы по мотивам черно-белого фильма Альфреда Хичкока «Птицы», снятого в 1963-м году. Работы, помещенные в один ряд друг с другом, усиливали общее впечатление и воспоминания о фильме, и демонстрировали при этом разницу в приемах композиции, предпринятых авторами. Долгие споры и дискуссии преподавателей свелись к общему итогу: обе работы будут выставляться в Итальянском зале.
Портреты знаменитых режиссеров — вторая после хроники съемочного процесса линия сюжетов. От упомянутого Хичкока до Гайдая и Тарковского (забегая вперед, скажем, что и на студенческой выставке сюжеты о Тарковском будут преобладать) портреты радовали не только своей похожестью на героя, но и передачей его характера, эмоций человека. Именно потому зритель начинал догадываться, что за режиссер перед ним. А далее магия искусства... и в воспоминаниях уже крутятся кадры знаменитых фильмов.
И в секции скульптура кипели свои споры. Среди отобранных работ был один портрет Андрея Тарковского. «Мы увидели характер режиссера. Не всегда скульптору удается за внешней узнаваемостью передать неосязаемые черты: задумчивость, интровертность, грусть. У школьника это получилось», — высказал свое мнение преподаватель Академии Репина Юрий Владимирович Башкирцев (зав. кафедрой графики). На сложность композиций обращал внимание скульптор -преподаватель Академии Илья Порватов. И самое для нас радостное: будучи студентом, Илья участвовал в наших конкурсах в 2009-м (конкурс «Женщине посвящается») и в 2010-м годы (конкурс «Люблю тебя, Петра творенье»).
Андрей Николаевич Скляренко, проректор Академии живописи, художник-живописец, поделился впечатлением от работ лицеистов: «Во многих работах прямолинейные сюжеты с отсылкой к съемочному процессу. Но выделяются композиции с настроением, с неожиданным поворотом сюжетов (как бывает и в кино), с сюрпризами и нестандартными ракурсами. Вот они не оставили нас равнодушными. Конечно, мы отозвались на мир волшебства, мистики и магии, где раздвинулись рамки реальности. Графика, конечно, отозвалась на тему конкурса большей пластичностью и непредсказуемостью. По сравнению с живописными работами. И потому мы больше отобрали графических работ, которые в силу своих особенностей, показались более современными».
Когда преподаватели ушли с выставки, мы столкнулись на лестнице с компанией школьников и услышали обрывки диалогов:
- Ты был на выставке «Кино»?
- Конкурса Минакова?
- Да.
- Обязательно сходи! Там интересно.
По итогам работы комиссии на выставку в Академию живописи отобрали 11 работ лицеистов из общей экспозиции выставки, объединившей 90 работ.
Следите за новостями XVII конкурса «Кино» на нашем сайте или получайте первыми нашу новостную рассылку, если вы стали участником предварительной регистрации в нашем конкурсе!
Фото с выставки во время просмотра работ, Лицей 16 апреля 2024